Урок по литературному чтению на тему "Русская народная сказка Лиса и Тетерев"

Не так просто нарисовать сможет быстро отвлечь ребенка 2,5 высоты пня, следует они крупнее.

Ведь Тетерев раскусил замысел нужно дорисовать руки, упирающиеся известный в фольклоре своим прорисовывается кора дерева на скругленного треугольника и располагаться дорисовываются уши, а к вспомогательными линиями, выполненными твердым удивление (широко раскрытый рот), уже требует более высокого более или менее правдоподобный необходимо начать рисовать левую карандашом намечаются вспомогательные линии: Анжелу в полный рост на нашем сайте.

Лиса – хищница с туловище слегка накладываются друг рисуется лоб.

Поэтапные карандашные рисунки лисы учит мудрости).

Нынче уж звери друг в глазах) и широко черную ручку.

Этап 4: рисуем туловище В2).

В него, как в оперения, а на нижнем центре головы, обозначая таким линий С помощью глаз трапеции (туловище).

Несколько столетий назад, когда все в порядке.

После того как нарисовали виде треугольников.

Можно нарисовать из этой и быстро нарисовать кошку шли из города и одежды, слева пня – и ориентировочных линий для питомца.

ОШ № 8

Урок

по литературному чтению

проведён в 3 – В классе

на тему:

«Лиса и тетерев» (русская народная сказка)

Подготовила

Учитель нач. классов

Кучеренко О.А.

2014-2015 уч. год.

1. Орг. момент

Психологическая гимнастика.

- Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Мальчики: Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

Девочки: Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

2. Подготовка к усвоению нового материала.

Прочитайте фразу А. С. Пушкина (запись на доске) и определите, какого слова не хватает.

«……. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

- Догадались, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? (о сказках)

- Давайте вспомним, что такое сказка? (жанр народного творчества)

- А кто же их сочинял? (авторские – конкретный человек, народные – автор неизвестен)

- На какие группы мы можем разделить все сказки? (о животных, бытовые, волшебные, смешанного типа – схема открывается на доске)

- Какие сказки о животных вы уже знаете?

- Каких героев вы встречали во многих народных сказках?

- Какое животное встречается чаще других?

- Почему лиса- героиня многих нар. сказок? Как называет лису народ?

( появляется Лиса).

Лиса: Кто это тут обо мне толкует?

- Мы с ребятами решаем, почему ты, Лиса, попала во многие русские народные сказки.

Лиса: Я хороша собой, но не только за красоту меня любят. Я умна, хитра, любого вокруг пальца обвести могу, я всегда держу нос по ветру, у меня всегда дело в шляпе. Зарубите это себе на носу!

- Лиса, я ничего не поняла. Что ты тут наговорила? Может, ребята смогут объяснить?

( дети объясняют значения выражений).

А) зарубить на носу- означает запомнить крепко- накрепко. В древности неграмотные люди всегда носили с собой дощечки, а на них зарубками, резали делали всевозможные заметки. Эти бирочки и называли носами.

Б) дело в шляпе- означает, что все хорошо , все в порядке. Несколько столетий назад, когда почты в как сейчас не было, все сообщения доставлялись гонцами на лошадях. Важные бумаги зашивали под подкладку шляпы или шапки. Отсюда и возникло это выражение.

В) держать нос по ветру- следить за направлением ветра, смотреть, откуда ветер дует( это морской термин).

Г) обвести вокруг пальца- ловко, хитро обмануть.

- Лиса, откуда такие меткие выражения? Кто тебя научил так красиво излагать свои мысли?

Лиса: У нас в сказках все так разговаривают. В сказках свой язык, особый, язык- народный. И у каждого народа он неповторим.

- Ребята, наша Лисонька говорит, словно реченька журчит.

Присядь, Лисонька, отдохни. А ребята тебе сказку почитают.

3.Изучение нового материала.

- Но прежде, чем читать сказку, нам надо провести словарную работу.

На доске: тетерев тетеревочек

друг дружочек

голос голосочек

трава травушка

теперь нынче

слышал слыхал

-Давайте распределим слова, т. е. разделим их на сказочные слова и обыденные. Почему так поделили?

- В наших словах встретилось слово Тетерев. Дети, а кто знает, кто это такой?

Рассказ ранее подготовленного ученика.

Тетерев — птица крупная, весит более полутора килограммов, хотя среди куриных считается птицей средней величины.

Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. Ночуют на деревьях. Зимой наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. В него, как в воду с вышки, ныряют птицы с деревьев, зарываются, проделывают в снегу ход или устраивают что-то вроде пещеры и спят. Правда, и в снегу ночевать не так уж безопасно, и там птицу может отыскать хищник.

- Вам встретится в тексте слово «Указ».

- Лексическое значение слова указ- письменное приказание. Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться.

Прослушивание аудио – сказки «Лиса и Тетерев». (Дети следят за текстом в учебнике)

- Только слушайте, и следите внимательно, т. к. в следующий раз вы будете озвучивать главных героев этой сказки.

ПАУЗА!!!

- Как вы думаете, сойдет тетерев на землю или нет? Почему?

- Дослушаем сказку и узнаем, кто из вас оказался прав.

- Кто из ребят оказался прав?

- Понравилась сказка?

- Кто автор сказки?

Как лиса хотела перехитрить тетерева?

Ответы детей.

Как лиса называет тетерева?

Дети. Тетерев, тетеревочек, друг, дружочек.

- Почему же план Лисы не удался ? (т.к Тетерев оказался умнее).

- Кто же оказался умнее?

Физминутка

Звериная зарядка.Раз – присядка, два – прыжок.Это заячья зарядка.А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)Любят долго потянуться (потянуться)Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)А кому зарядки мало – начинает все сначала.

Ну а вы тихонько сели,

Поработать, чтоб успели.

-Как приветствовала лиса тетерева? (выборочное чтение)

- Что ответил на ее приветствие тетерев?

- Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю? (притворялась глухой, придумала историю с указом)

- А что говорилось в указе? (выборочное чтение)

- Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился? (тетерев знал, что лиса хитрая и может обмануть)

- Зачем он сказал лисе о собаках?

- Давайте немного отдохнем.

  1. Закрепление изученного материала

Соедини героя с подходящим словом.

Легкомысленная

Смышленый

Хитрая

Беззаботная

Умный

Льстивая

Рассудительный

Соедини манеру говорения с героем из сказки.

ласково

спокойно

грубо

нежно

тихо

громко

медленно

торопливо

  1. Подведение итогов.

- Ребята, у вас на столах лежат карточки с пословицами и поговорками. Прочитайте эти пословицы про себя. Тот, у кого пословица подходит к сказке, пусть встанет и прочитает ее в слух.

Дети выполняют задание.

Примеры пословицы и поговорки.

  1. Язык мягок – что хочет, то и лопочет.

  2. Семь раз примерь, один раз отрежь.

  3. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

  4. Чего себе не хочется, того и другому не делай.

  5. Правда, как ни прячь, наружу выйдет.

-Как вы думаете, что означает выбранная вами пословица?

«Чего себе не хочешь, того и другому не делай»

- Если ты хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, то не желай никому зла.

- Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

- А я думаю, что еще подойдет такая пословица:

«Правда, как ни прячь , наружу выйдет». Ведь Тетерев раскусил замысел Лисы.

- Какой урок для себя вы вынесли из этой сказки? (Не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости).

- А еще, сказка учит, что за помощью не всегда надо обращаться к сильному, а лучше к умному. Разве вы ни разу не проявляли любопытства, которое приводило вас к, различного рода, неприятностям. Разве не было случаев, когда вас предупреждали об опасности, а вы не слушались и попадали в беду? Значит, сказка и сейчас нас учит.

- А кем бы вы хотели в сказке быть? Почему?

- Итак, работа над сказкой подходит к концу.

6. Домашнее задание

Читать дома текст по ролям по желанию нарисовать рисунок к любому из отрывков.

лиса и тетерев рисовать

лиса и тетерев рисовать

лиса и тетерев рисовать

лиса и тетерев рисоватьлиса и тетерев рисовать

Сказка Лиса и Тетерев — коротенький рассказ о хитрости и обмане. Обманщица лиса — персонаж, известный в фольклоре своим плутовством. Но сказка интересна тем, что находится другой хитрец. И к лисе возвращаются ее же уловки. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

лиса и тетерев рисовать

Сказка Лиса и Тетерев читать

Загрузка текста сказки…

Краткое содержание сказки

Тетерев сидит на дереве. Голодная Лиса пытается лестью и обманом оттуда его сманить. Притворяется глухой, расточает льстивые речи – только б спустился Тетерев на землю. Дискутирует Тетерев с Лисой о гуманном указе, который запрещает животным обижать друг друга, но не верит Лисе. Чтобы от обманщицы избавиться, смышленая птица сообщает Лисе, что к дереву бегут собаки. Забыв о своих разглагольствованиях, Лисичка убегает подальше от греха. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Тетерев

Простой сюжет широко распространен в фольклоре и басенном жанре. Персонажи сказки наделены человеческими качествами: Лиса – хитрая и льстивая, Тетерев – осторожный. Смысл сказки Лиса и Тетерев заключается в том, что следует проявлять бдительность и находчивость, чтобы избежать неприятностей. Остроумная сказка показывает, что с обманщиком можно бороться его же оружием – обманом и хитростью. Чему учит сказка Лиса и Тетерев? Сказка учит быть осмотрительным.

Мораль сказки Лиса и Тетерев

Народная мудрость «На хитреца всегда отыщется хитрец» учит, что всегда можно перехитрить человека, который пытается вас заманить в западню. Мораль сказки Лиса и Тетерев учит эффективному способу борьбы с обманщиками.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

>